Тьюторство
КТО
ТАКОЙ ТЬЮТОР?
Тьютор – «tutor» в переводе с английского –
педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать)
связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».
«Современный Оксфордский словарь английского языка
определяет тьютора в качестве лица, имеющего ученую степень, которому вверен
надзор за студентом (undergraduate). Последний называется его подопечным
(pupil)».
«…педагог-тьютор в современной ситуации классического
европейского университета проводит еженедельные индивидуальные консультации –
тьюторские часы и регулярные тьюториалы – занятия в мини-группах, состоящих из
5-7 обучающихся. По данным современных исследователей, большая часть учебного
времени (от 75 % до 90%) в Оксфордском и Кембриджском университетах отводится
на занятия с тьютором».
Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить
социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими
индивидуальных образовательных траекторий (в российской системе
образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)
Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения
новой деятельности (из книги «Тьюторство как новая профессия в
образовании» Школы «Эврика – развитие»)
Тьютор – это педагог, который действует по принципу
индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной
образовательной программы (Т.М.Ковалева, д-р педагогических наук, разработчик
квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации
«Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).
ГДЕ, КОГДА И
ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ТЬЮТОРСТВО?
Тьюторство возникает там и тогда, где и когда
появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и
индивидуализации образовательных программ. Это могут быть массовая
общеобразовательная школа, лицей, гимназия, учреждение дополнительного
образования, детский сад, колледж, вуз, система повышения квалификации, семья и
т.д.
ЧТО
ТАКОЕ ТЬЮТОРСКОЕ С СОПРОВОЖДЕНИЕ?
Сопровождать – значит «сопутствовать, идти вместе,
быть рядом или помогать» (из словаря В.Даля).
Тьюторское сопровождение – это особый тип
гуманитарного педагогического сопровождения.
Под педагогическим сопровождением понимается такое
учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие
по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного
осуществления этого действия. Культурные нормы известны заранее.
В ситуации тьюторского сопровождения педагогический
фокус смещен в сторону самостоятельного разрабатывания приемлемых для данной
личности норм, которые обсуждаются с тьютором. Чтобы тьюторское
сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую
«образовательную пробу», результаты которой и будут предметом совместного
анализа.
ЧЕМ
ОТЛИЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА?
В основе тьюторской работы лежит принцип
индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы и способы.
В современном образовании это понятие очень часто смешивают с индивидуальным
подходом в образовании.
Индивидуальный подход: работа с человеком реальным
(диагностика, коррекция, единый результат)
Индивидуализация: работа с человеком возможным
(создание среды, возможности, личный результат)
Главный инструмент обучения, воспитания и базовая
функциональная обязанность педагога-тьютора -создание индивидуальной
образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется.
Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений
учащегося на пути освоения знаний.
Стержневое понятие такой педагогики – уникальность
человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и
связанная с этим индивидуализация обучения.
А отсюда, разные задачи и функции:
· Учитель, приходя на урок, имеет и
реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор двигается от
интересов учащихся, помогая ему реализовать его цели. Учитель задает нормы,
содержание, маршрут и темп.
· Педагог – психолог работает в направлении
изучения и развития психических процессов школьников.
· Классный руководитель организует
взаимодействие школьников, объединенных в классе.
· Тьютор работает с познавательным
интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ.
О КАКИХ
ТЕХНОЛОГИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ, КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ТЕХНОЛОГИЯХ ТЬЮТОРСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ?
Говоря о технологиях тьюторского сопровождения мы,
прежде всего, говорим о тех технологиях, которые помогают тьютору
организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом
индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной
деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная
проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью
технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские
методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического
мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии
открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада и т.д.).
Но в арсенале тьютора имеется и целый пакет
технологий, которые активно используются в педагогической психологии
(вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии
активного слушания, технологии модерации и т.д.). Однако ключевым инструментом
тьютора можно назвать вопрос и умение тьютора с ним работать.
Кроме этого, большим подспорьем педагога-тьютора могут
стать открытые образовательные технологии, вошедшие в технологические
пакеты кафедры открытых образовательных технологий, разработанные
преподавателями МИОО.
Особенность тьюторских технологий заключается еще и в
том, что они позволяют тьютору усилить индивидуальный ресурс подопечного
внешними (социальными) ресурсами, то есть тьютор становится своеобразным
«посредником» между подопечным и возможностями «мира», «социума».
ЧЕМ
ВЫЗВАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ?
Необходимость внедрения технологий тьюторского
сопровождения учащихся в практику образовательных учреждений обусловлена
следующими причинами:
1. Технологии тьюторского сопровождения позволяют
решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе
«Наша новая школа», предполагающей в рамках формирования принципиально новой
системы непрерывного образования «постоянное обновление, индивидуализацию
спроса и возможностей его удовлетворения». При этом ключевой характеристикой
такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и
формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению», «умение
обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь».
«Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия,
спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и
осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь
принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать
возможности. «Важной задачей является усиление воспитательного потенциала
школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического
сопровождения каждого обучающегося.
2. Приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года
№ 216н и № 217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. № 11731 и № 11725
соответственно) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей
работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в
том числе, должность тьютор.
ПОЧЕМУ,
НЕСМОТРЯ НА ОФИЦИАЛЬНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ВВОДИТЬ В ШКОЛЕ ДОЛЖНОСТЬ ТЬЮТОРА, РУКОВОДИТЕЛИ
ШКОЛ НЕ СПЕШАТ ЭТО ДЕЛАТЬ?
1.
На сегодня в
стране еще нет пока дипломированных специалистов, подготовленных к работе
в должности «тьютор». Первые кафедры тьюторского сопровождения появились
совсем недавно, в университетах Москвы, Томска и Ижевска. Выпускники придут в
школы не раньше, чем через 2-3 года.
2.
Не до конца
еще разработан и принят пакет нормативных документов, регламентирующих
деятельность тьютора.
3.
Тьюторство –
это иная идеология, выстроенная на иных ценностях и подходах, что влечет за
собой необходимость освоения педагогом новой профессиональной роли, осмысления
и осознания иной философии, философии индивидуализации образовательного
процесса, практического освоения других технологий, в том числе и
технологий открытого образования.
4.
Освоение
новой профессиональной роли эффективнее происходит в процессе тьюторского
сопровождения педагогов специалистами, понимающими и принимающими философию
открытого образования, профессионально владеющими технологиями тьюторского
сопровождения, а таких специалистов в стране тоже пока еще очень
мало.
ЧТО
СЕГОДНЯ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НА ФОНЕ ОТСУТСВИЯ ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ?
В современной системе образования сегодня речь идет,
прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих в должности «тьютор»,
сколько о педагогах, обладающих тьюторскими компетентностями, то есть владеющих
технологиями тьюторского сопровождения.
А отсюда, главная задача системы повышения
квалификации на сегодня заключается в оказании помощи педагогам в формировании
новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского
сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы образовательных
учреждений.
|